ГЛАВНАЯ
ЗАДАЧИ ЦЕНТРА
ГЛОССАРИЙ
ГОСТЕВАЯ
КОНТАКТЫ
КАРТА САЙТА
ЦЕНТР ++
ТВОРЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА
АЛГОРИТМЫ НЕКОТОРЫХ ПРОЦЕССОВ
РУКОВОДСТВО ПО КАЧЕСТВУ
ТРЕБОВАНИЯ К ПРОДУКЦИИ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР

 

Несоответствие как человеческий фактор
и как с ним бороться


Современная теория менеджмента качества особое внимание уделяет не обнаружению допущенных "несоответствий", а к созданию условий их невозникновения, или хотя бы сведению к минимуму возможности их возникновения при производстве продукции или предоставлении услуги.

Определим "несоответствие" в соответствии с известной методологией как "Документально подтвержденное отступление от требований по качеству, которое делает качество изделия или услуг неудовлетворительным или неопределенным".

Где "несоответствие" может возникнуть. Практически на любом этапе жизненного цикла продукции и вероятнее всего там, где "человеческий фактор" играет главенствующую роль. И вот здесь возникает вопрос о "базе знаний" и ее роли в предупреждении пагубного "человеческого фактора".

Используя известное определение "база знаний - это грамотно управляемый централизованный электронный архив программ, документов, справочников и классификаторов компании",рассмотрим на конкретных примерах можно ли было свести к минимуму последствия "человеческого фактора" при разработке сложной системы контроля изделия если бы разработчик в полной мере применял и базу знаний и выполнял требования СМК.
И так, спроектирована и изготовлена система телевизионного контроля наружной поверхности массивного полого металлического цилиндра (для краткости присвоим ей наименование "СК").
Основной элемент - пространственная рама, которая перемещается по направляющим в направлении наружной поверхности изделия с помощью лебедки и несет в головной части осветители и телевизионную камеру. СК установлена на сборочный стенд и сразу выясняется, что рама не обладает жесткостью. Приходится делать дополнительные ребра жесткости и ,следовательно, возникают дополнительные расходы.
Что это. Несоответствие, возникшее по вине "человеческого фактора". Ведущий конструктор при выдаче задания на проектирование не учел:
  1. Важность жесткости рамы на работоспособность изделия;
  2. Необходимость проведения прикидочного расчета;
  3. Недостаточный опыт исполнителя.
Можно было избежать? Можно. В СМК есть термин "верификация".
"Верификация - подтверждение на основе представления объективных свидетельств того, что установленные требования были выполнены".
Вывод - требования не выполнены или, что хуже, они (требования) были не установлены.
"Человеческий фактор" стал более значимым - это руководитель проекта и отсутствие сведений, что положения действующей СМК применяются на практике.
В старой советской АСУКП ,особенно в оборонке, была процедура, при выполнении которой исполнитель после выполнения работы составлял отчет о том, что сделано, например " затянуто 6 болтов с усилием…." и часто проверял "а затянуто ли…?" Утомительно, но приносило пользу.
Возможно предложенная схема применения "базы знаний" будет полезна.
И главный вывод - на предприятии должна культивироваться философия качества, как основной метод достижения поставленной цели. Основой данного метода является направленное и постоянное руководство со стороны высшей администрации и постоянная учеба и переподготовка всех без исключения сотрудников предприятия.

Согласно литературных источников "в истории философии качества существуют 4 основные этапы, которые, в полном соответствии с законами диалектики, развивались под давлением противоречия между внутренними и внешними целями производителя - обеспечением качества выпускаемой продукции и ее себестоимости".
Первый этап - исключение из оборота явного брака.
Второй - этап управления качеством.
Этот этап можно характеризовать так.
Для изготовителя весь товар без дефектов , которые бы не позволили его продать, имеет ценность. Для покупателя ценен только тот товар, который соответствует его ожиданиям.
Третий этап - этап менеджмента качества.
"Основа качества продукции - качество труда и качественный менеджмент на всех уровнях, то есть такая организация работы коллективов людей, когда каждый работник получает удовольствие от своей работы".
И последний, четвертый - этап планирования качества.
Из всего сказанного можно сделать вывод.
На предприятии, высшее руководство которого в основу своей деятельности ставит философию качества, человеческий фактор является прогрессивным.

И в заключение приводим схему применения "базы знаний",которая может будет полезна.

 Cхемa применения базы знаний

     
ГЛАВНАЯ     |     ЗАДАЧИ ЦЕНТРА     |     ГЛОССАРИЙ     |     ГОСТЕВАЯ     |     КОНТАКТЫ     |     КАРТА САЙТА
http://ingener-alians.ru © 2008-2012 Все права защищены